Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Травма та її наслідки
Зала синя Зала жовта

Журнал «Травма» Том 10, №3, 2009

Вернуться к номеру

Клинико-анамнестический симптомокомплекс диспластического синдрома костно-мышечной системы при нестабильности цервикального отдела позвоночника у подростков

Авторы: Т.Я. Усикова, А.И. Кравченко, Ю.К. Илюшенко, В.П. Убийко - НИИ травматологии и ортопедии Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк, Украина,

Рубрики: Травматология и ортопедия

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

Проведено клинико-инструментальное обследование 133 подростков с диспластическим синдромом нестабильности цервикального отдела позвоночника в возрасте от 10 до 17 лет. По результатам анамнеза в жалобах подростков при данном синдроме превалирует триада: общая слабость без предшествующих к этому причин; быстрая утомляемость; головная боль. По данным визуального обследования пациентов в симптомо-комплексе выявлены превалирующие клинические при-знаки ортопедической патологии костно-мышечной системы, связанные со слабостью сумочно-связочного аппарата, избыточной растяжимостью и повышенной чувствительностью к механической нагрузке. Использование в работе медицинским сообществом представленных результатов исследования диспластического синдрома нестабильности цервикального отдела позвоночника у подростков, повысит интерес и уровень знаний по данному вопросу, и позволит уменьшить число патологических состояний, развивающихся на фоне этого синдрома.

Проведено клініко-інструментальне обстеження 133 підлітків з диспластичним синдромом нестабільності цервікального відділу хребта у віці від 10 до 17 років. За результатами анамнезу в скаргах підлітків при даному синдромі превалює тріада: загальна слабість без попередніх до цього причин; швидка стомлюваність; головний біль. За даними візуального обстеження пацієнтів у симптомокомплексі виявлені переважаючі клінічні ознаки ортопедичної патології кістково-м''язової системи, зв''язані зі слабістю сумочно-зв''язочного апарата, надлишковою розтяжністю і підвищеною чутливістю до механічного навантаження. Використання в роботі медичним співтовариством представлених результатів дослідження диспластичного синдрому нестабільності цервикального відділу хребта в підлітків, підвищить інтерес і рівень знань по даному питанню, і дозволить зменшити число патологічних станів, що розвиваються на тлі цього синдрому.

This article has describe clinical and diagnostic features of dysplasia syndrome at children.


Ключевые слова

подростки, анамнез, соединительная ткань, дисплазия костно-мышечной системы, нестабильность, цервикальный отдел позвоночника, клинические маркеры

діти, сполучна тканина, дисплазія, цервікальний відділ хребта, нестабільність

children, tissue, dysplasia syndrome, cervical spine, instability

Позвоночник – это сложный анатомический комплекс защиты центра управления организма - спинного мозга, обладающего мультифункциональной физиологической и биомеханической системой регуляции жизнедеятельности всего организма. Обеспечивает его уникальную способность регуляции и коррекции морфоструктур соединительная ткань (СТ), обладающая большей вариабельностью ее формообразования [8] и многообразным участием в метаболических процессах органных систем [17]. Распространенность недифференцированной дисплазии соединительной ткани (НДСТ), по некоторым данным, среди лиц молодого возраста достигает 80 % [5]. Мы разделяем мнение ученых в вопросе полифакторности генеза данной патологии. В частности, при определенных условиях (генетические дефекты, нарушение в онтогенезе роста и формирования структур СТ, метаболических процессов в тканях) развивается дезорганизация СТ, приводящая к развитию многочисленных патологических состояний [10], как результат нарушения метаболизма коллагена [17].          

По данным литературы патологические нарушения СТ закладываются в эмбриональном, а развиваются в постнатальном периодах и связаны с атипичным фибриллогенезом внеклеточного матрикса, что приводит к расстройству гомеостаза на тканевом, органном и организменном уровнях, сопровождающимся различными морфо-функциональными нарушениями висцеральных и локомоторных систем [6,15,16]. Функциональная взаимосвязь и взаимозависимость структуры элементов СТ, повышение растяжимость и снижение ее эластичности, обуславливают генерализованную дисплазию СТ, и, вероятно, формируют ортопедическую патологию костно-мышечной системы. Клиника ее включает как суставные, так и внесуставные проявления. В основе определения системной дисплазии находятся количественные и качественные изменения основных ее структур и функций, определяющих клиническую картину [14].

Большую группу соединительнотканной патологии, характеризующуюся уменьшением предела ее физиологической прочности, выраженной слабостью сумочно-связочного аппарата, составляют синдромы Марфана, Элерса Данлоса, Shprintzen-Coldberg, мукополисахароидоз [18]. Нестабильность цервикального отдела позвоночника у детей и подростков по клиническим признакам также относится к синдрому врожденной дисплазии соединительной ткани (ВДСТ) у детей и подростков. Следует отметить, что за последние 10 лет, распространенность этой болезни (ДСЦНП) у подростков, значительно увеличилась. Если в 1998 году ДСЦНП у подростков 11-16 лет составлял 20,9 % [3,9], то в 2008 году, по нашим данным, этот показатель в возрасте подростков 10-14 лет составил 53,4 %, а в возрасте 15-17 лет – 46,6 %.

В связи с тотальным распределением стигм дисэмбриогенеза СТ в органах и системах организма фенотипические признаки ДСТ полиморфны, и зависят от преобладания вида поражения СТ – плотной или рыхлой. Поражение плотной оформленной СТ характерны для скелетных изменений (килевидная или воронкообразная деформация грудной клетки, сколиоз, кифоз, лордоз позвоночника, плоскостопие, астеническое телосложение [12]. Поэтому каждому виду нарушения архитектоники коллагеновых фибрилл присущ определенный клинический симптомокомплекс болезни. Так, при диспластическом синдроме нестабильности цервикального отдела позвоночника (ДСЦНП) С.К.Евтушенко и соавт. (2006) [4] сообщает о 30 фенотипических признаках ДСТ, Н.В.Нагорная (2007) [12] – о 62, из них 30 – главных и 32 – второстепенных. Модифицированная А.Г.Беленьким (2007) [1] Брайтоновская классификация клинических маркеров дисплазии СТ состоит из 14 фенотипических признаков. Самой малой по количеству маркеров ДСТ является шкала Бейтона, состоящая из 5 клинических признаков: 3 – верхней конечности, 1 – нижней конечности и 1 – позвоночника и классификация Головского с соавт. (2002) [2] – 5 фенотипических признаков гипермобильности: антропометрические параметры; кожная астения; суставно-связочная слабость; патология костно-мышечной системы; сердечно-сосудистые изменения. Автор отмечает, что отдельно указанные маркеры нарушения формирования СТ встречались только в 8,5 % обследований.

В наших наблюдениях у подростков при ДСНЦП выявлено 45 фенотипических признаков ДСТ. Примечательно, что у 93 подростков имели место различной локализации, сочетанности и выраженности клинические признаки ортопедической патологии локомоторных органов [7]. Приведенные данные подтверждают преобладание у подростков при диспластическом синдроме нестабильности цервикального отдела позвоночника генерализованной дезорганизации СТ, которая, в основном, проявляется ортопедической патологией костно-мышечной системы. В литературе совокупность наиболее частых фенотипических признаков дисплазии СТ по первым буквам, получило название «МАSS-фенотип» - Mitral valve, Aorta, Sceleton, Skin [4,10,12].

Следует особо подчеркнуть результаты исследования Цуканова Л.Г. и Цуканова А.Л. (2004) [13], отмечающих ключевую роль в развитии структурных и функциональных нарушений стенок сосудистой системы в эмбриональном периоде. Полагаем, что нарушение кровотока является одним из ведущих факторов генеза клинических критериев ДСНЦП.

В связи с тем, что в публикациях неполно отражена вариабельность клинических маркеров ортопедической патологии у подростков при ДСНЦП, в настоящей работе представлен основной перечень совокупных статико-органных фенотипических признаков, позволяющих при первичном осмотре пациента поставить предварительный диагноз с последующим его целевым дообследованием.

Известно, что запоздалая диагностика ДСНЦП является причиной раннего развития спондилоартроза унковертебральных сочленений, хондроза межпозвоночных дисков. У наших пациентов при первичном обращении данная патология имела место у 53 (39,8 %) подростков (соответственно 33 (24,8 %) и 20 (15,0 %)).

Цель – по обобщенным литературным данным и собственным наблюдениям выявить наиболее значимые фенотипические маркеры синдрома диспластической нестабильности цервикального отдела позвоночника у подростков.

Материал и методы

Под наблюдением в клинике ортопедии и травматологии для детей НИИТО Донецкого национального медицинского университета находились 133 подростка с диспластическим синдромом нестабильности цервикального отдела позвоночника (ДСНЦП) в возрасте от 10 до 17 лет. По возрастному цензу пациенты распределены на две группы: от 10-14 лет – 71 чел (53,4 %) и от 15 до 17 лет – 62 чел. (46,6 %). По полу среди пациентов отмечено незначительное превалирование девочек – 68 чел. (51,1 %), мальчиков было 65 чел. (48,9 %). Все пациенты являлись жителями крупных индустриально-промышленных экологически неблагоприятных регионов.

Клиническое обследование подростков заключалось в визуальном выявлении статико-функциональных отклонений от физиологического развития костно-мышечной системы, деформаций скелета. При наличии фенотипических признаков дисплазии СТ (ДСТ) костно-мышечной системы пациентам проводились комплексные инструментальные обследования. Рентгенологические исследования включали стандартные проекции цервикального отдела позвоночника и функциональную спондилографию. У пациентов в большей или меньшей степени выявлены изменения структурных элементов в межпозвоночных сегментах шеи, явления спондилоартроза унковертебральных сочленений и дегенеративные изменения межпозвоночных дисков, грыж Шморля.        При наличии клинических признаков ДСТ проводили реоэнцефалографические исследования артериа-венозного кровотока шеи, ультразвуковое дуплексное сканирование сосудов шеи, по показаниям – допплерографию сосудов основания мозга и их ветвей, спиральную компьютерную томографию мозга. Отмечены изменения сосудов ангиодистонического характера с нарушением венозного оттока с полости черепа. Преобладали нарушения кровотока у вертебробазальной области. Диагноз диспластической нестабильности цервикального отдела позвоночника определяли по комплексной совокупности показателей результатов указанных исследований.

Результаты и обсуждение

При детальном изучении анамнеза 133 подростков с ДСНЦП представилось возможным выявить и систематизировать жалобы пациентов, характерные для диагностики данной патологии (табл.1). Следует отметить, что в жалобах пациентов преобладали признаки церебральной вегетососудистой дистонии, по поводу которой 72,2 % подростков находились еще с дошкольного возраста под наблюдением и лечении у врача невролога.

По результатам анамнеза в жалобах подростков при ДСНЦП превалирует триада: общая слабость без предшествующих к этому причин; быстрая утомляемость; головная боль (чаще в затылочной области с головокружением и кратковременной потерей сознания). В возрастном аспекте детей симптом головной боли проявляется различно. В детском возрасте (до 7 лет) головная боль возникала в течение дня, была кратковременной с пролонгированными периодами ремиссии, поэтому родители к врачам не обращались. В подростковом возрасте для ДСНЦП более характерна головная боль к концу дня, которая интенсивна и продолжительна. При этом медикаментозная терапия приносит кратковременное облегчение. Заслуживает внимания, что головная боль, как ведущий симптом ДСНЦП, не всегда присутствует у пациентов. В наших наблюдениях у 22 (16,5 %) пациентов головная боль отсутствует.

Вместе с этим примечательно, что у пациентов с ДСНЦП жалоб на боли в цервикальном отделе позвоночника по сравнению с головной болью было в 2 раза меньше – 51 пациент (38,3%). Однако, у этой категории пациентов определялся локально болевой симптом при пальпации остистых отростков цервикальных позвонков. У 40 пациентов (30,0 %) отмечалась иррадиирущая боль в трапециевидные мышцы и у 11 подростков (8,27 %) - чувство «онемения» в одной из верхних конечностей. Характерно для ДСНЦП отсутствие жалоб на боли в шее – 82 подростка (61,7 %).

В то же время при сопоставительном анализе жалоб подростков установлено, что при нестабильности цервикального отдела позвоночника преобладающими являются жалобы на периодический дискомфорт в шее – 40 пациентов (30%), которые у 32 подростков (24%) сопровождались ощущением «хруста» в шее при вращательных движениях головой. Для облегчения неприятных ощущений дискомфорта в цервикальном отделе позвоночника у подростков постепенно вырабатывается «кивательный» симптом головы (15%). Следовательно, при ДСНЦП среди других жалоб головная боль, дискомфорт с локальной болью при пальпации цервикального отдела позвоночника, являются ведущими диагностическими признаками данной патологии. Они отражают наличие аномального артерио-венозного кровотока и развитие патологического процесса в сочленениях цервикальных позвонков, как результат проявления осложнений при их нестабильности.

В анамнезе подростков с ДСНЦП заслуживают внимание жалобы на часто повторяющиеся артралгии в нижних конечностях (коленные суставы - 61 (45,8 %) пациентов) при отрицательных анализах на ревмопробы и отсутствии местных воспалительных проявлений. Боль ноющего характера возникает в течение дня, интенсивность ее увеличивается к вечеру и в ночное время. Подростки причиной боли считают статико-физические перегрузки (18 %). Полагаем, что болевой симптомокомплекс является результатом диспластической мышечной слабости и сумочно-связочного аппарата суставов.

Наряду с этим, не менее характерными для данной патологии являются жалобы подростков на радикулярный мышечно-тонический синдром, который можно объяснить наличием разной степени выраженности и локализации деформаций основного стержня скелета – позвоночника. Из выявленных у пациентов 45 фенотипических признаков не дифференцированной ДСТ, количество на 1 пациента составляет в среднем 9,3 (табл.2).

По результатам визуального обследования пациентов в симптомокомплексе ДСНЦП выявлены еще и клинические признаки ортопедической патологии костно-мышечной системы. Клинику их определяют симптомы, связанные со слабостью сумочно-связочного аппарата, избыточной растяжимостью и повышенной чувствительностью к механической нагрузке. Из них превалируют:

  • кифо-сколиотическая деформация позвоночника (% к числу пациентов) - соответственно 84 (63,1%) : 53 (39,8%);
  • рекурвация коленных суставов – 70 (52,6%);
  • варусно-вальгусная деформация коленных суставов – 33 (24,8%);
  • избыточная подвижность в голеностопном суставе – 71 (53,4%);
  • поперечное продольное плоскостопие – 110 (82,7%);
  • распластан передний отдел стопы – 110 (82,7%);
  • варусно-вальгусная деформация стоп в нагрузке – 51 (38,3%).

Представленное многообразие клинических проявлений НДСТ у подростков при ДСНЦП расширяет информацию о ранней диагностике данной патологии. Зачастую врач, не знакомый с многообразием клинических проявлений ДСТ, за отдельными симптомами или синдромами не в состоянии увидеть единого системного дефекта СТ, и больной вынужден по поводу разных клинических проявлений НДСТ ходить к разным специалистам [5].

В связи с этим считаем целесообразным выделить отдельно клинико-локальный симптомокомплекс дисэмбриогенеза СТ при ДСНЦП у подростков (табл.3).

Наряду с этим у данного контингента пациентов УЗИ выявлены: пролапс митрального клапана – у 66 (49,6 %) пациентов; перегибы и перетяжки желчного пузыря – у 55 (41,3 %) пациентов; аномальное расположение желчного пузыря – у 11 (8,3 %) пациентов; гипоплазия почек – у 7 (5,3 %) пациентов. Миопия имела место у 36 (27 %) подростков.

Надеемся, что использование в работе медицинским сообществом представленных результатов исследования ДСНЦП у подростков, повысит интерес и уровень знаний по данному вопросу, а значит раннюю диагностику и исходы лечения.


Список литературы

  1. Беленький А.Г. Гипермобильный синдром – системное не воспалительное заболевание соединительной ткани // Новости медицины и фармации. – 2007. - № 3(207). – С.3-4.
  2. Головской, Усольцева, Коваева и др. Клиническое представление нарушения роста соединительной ткани у взрослых. – Москва: Медицина, 2002. – 80(12). – С.39-41.
  3. Дорофеева Г.Д., Чурилина А.В., Дорофеев А.Э. Недифференцированные симптомы дисплазии соединительной ткани и внутренняя патология. – Донецк, 1998. – 125 с.
  4. Євтушенко С.К., Лісовський Є.В., Яворська О.Л. та інші. Діагностика і лікування цереброваскулярних порушень, зумовлених аномаліями магістральних артерій при вродженій слабкості і сполученої тканини у дітей //Методичні рекомендації. – Київ, 2006. – 27 с.
  5. Земцовский Э.В. Диагностика и лечение дисплазии соединительной ткани //Медицинский вестник. – 2006. - № 11 (354).
  6. Кадурина Т.Н. Поражение сердечно-сосудистой системы у детей с различными вариантами наследственных болезней соединительной ткани //Вести аритмологии. – 2000. – С.18-87.
  7. Климовицкий В.Г., Усикова Т.Я., Кравченко А.И. Клинико-диагностические критерии диспластического синдрома цервикальной нестабильности позвоночника у подростков // Ортопедия, травматология и протезирование. – 2008. - № 3.
  8. Корж Н.А., Сердюк С.А., Дедух Н.В. Дисплазия соединительной ткани и патология опорно-двигательной системы // Ортопедия, травматология и протезирование. – 2002. - № 4. – С. 150-155.
  9. Лебедькова С.Є., Челпаченко О.Е., Сумненко В.В. К вопросу об эпидемиологии и диагностике синдрома дисплазии соединительной ткани у детей //Матер.НШ съезда педиатров России. – М.: 1998. – 198 с.
  10. Нагорная Н.В. Баешко Г.И., Бордюгова Е.В. и др. Синдром дисплазии соединительной ткани у детей //Здоровье Донбасса. – 2007. – С.47-53.
  11. Нагорная Н.В. Баешко Г.И., Бордюгова Е.В. и др. Синдром дисплазии соединительной ткани у детей //Здоровье Донбасса. – 2007. – С.47-53.
  12. Нудненко И.Н. Дисплазия соединительной ткани. – 2004. – 30 с.
  13. Цуканов Л.Т., Цуканов А.Л. Варикоз нижних конечностей, как следствие нарушение роста соединительной ткани //Angiol Sosud Khir. – 2004: 10(2): 84-9.
  14. Шармазанова О.П., Мітельов Д.А. Клініко-рентгенологічні зміни шийного відділу хребта при системній дисплазії сполучної тканини у підлітків // Український Радіологічний журнал. – 2004. – С.7-10.
  15. Яковлев В.М., Глов А.В., Нечаева Г.И. Клинико-иммунологический анализ клинических вариантов дисплазии соединительной ткани // Терапевтический архив. – 1994. - № 5. – С.9-13.
  16. Byers P.H., Pyeritz R.E., Vitto J. Research perspectives in heritable disorders of connective tissue Matrix. 1992; 12(4): 333-42.
  17. Filipenko PS, Malookaia IuS. The role of connective tissue dysplasia in the forming of mitral valve prolapse // Klin Med (Mosk). 2006; 84(12):13-9.
  18. Simonenko VB, Dulin PA, Panfilov DN, Beliaev LB, et all. Connective tissue dysplasias (hereditary collagenopathies) // Klin Med (Mosk). 2006;84(6):62-8.

Вернуться к номеру